Подкарпатская Русь - Нынешняя Закарпатская область

Для современного обывателя западноукраинские регионы однозначно ассоциируются со Степаном Бандерой, агрессивной русофобией, насаждением униатства. Между тем, пространство к западу от Карпат, которое составляет Закарпатскую область Украины, населяет не украинский, а русинский или карпаторусский народ, который никогда не идентифицировал себя с украинцами и в настоящий момент, будучи непризнанным почти только одной Украиной, подвергается политике тотальной денационализации со стороны галицийского шовинизма и официального киевского режима.


Следует учесть, что по данным Карпато-русинского исследовательского центра (США) в Закарпатье проживает более трех четвертей европейских русинов – приблизительно 650 тысяч человек. С учетом проживающих на Украине русинов-лемков, насильно переселенных из Польши в СССР в результате операции «Висла» численность карпатороссов едва достигнет отметки 740 тысяч. Таким образом, мы являемся свидетелями того, что в Центре Европы украинским государством нарушаются права коренного восточнославянского населения Карпатского региона, самоидентифицирующего себя как «русины», «руснаки» или «карпатороссы». Именно Украина в своей антирусской и антирусинской политике, в своем беспрецедентном вмешательстве в дела Православной Церкви, стала на рубеже XXI века носителем самых мрачных тоталитарных тенденций. Что касается политики насильственной украинизации великороссов, об этом написано не мало. В этой статье пойдет речь о политике уничтожения подкарпатских русинов - прямых наследников древнерусского праэтноса.

После распада СССР в "независимой Украине" судьба древнего (традиционно православного) карпаторусского народа, более тысячи лет имевшего свою культуру, кровно и духовно связанную с культурой России, сложилась трагически. Русинство жестко подавляется, карпаторусский народ лишен всех национальных прав, даже права на свое национальное имя.

На Подкарпатской Руси 1 декабря 1991 г. был проведен референдум, на котором 78% населения высказалось за автономию в рамках Украины. Естественно, Украина проигнорировала результаты этого референдума.

В 1992 г. Закарпатский областной Совет вынес решение о признании русинской национальности и обратился в Верховную Раду Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне. Но ВР, вопреки собственным законам и международному праву, до сих пор не восстановила русинскую национальность, имя которой было ликвидировано украинскими коммунистами. Уточним, что в других государствах, населенных карпатороссами (например, в Словакии, Венгрии, Югославии), русины не только признаны самостоятельным народом, но и получают финансовую поддержку от правительства.

Депутат Закарпатской области Е.Жупан пишет: "Мало того, что нам не вернули нашу национальность, ликвидированную сталинским тоталитарным режимом, в 1996 г. Кабинетом Министров Украины был принят "План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов". Этот антигуманный акт является попыткой ликвидации русинов и был осужден во многих странах". Приведем отрывки из упомянутого "Плана мероприятий", разработанного на основании поручений Кабинета Министров Украины № 1626/31 от 05.09.96 г. и 176/34 от 25. 09.96 г.:

"1. Четко засвидетельствовать и продекларировать, опираясь на положения Конституции Республики Украина, в частности ст. 2, позицию украинского государства в бесперспективности идеи выделения и автономизации Закарпатья на какой-либо основе - культурной, этнической, тем более административно-территориальной.

Возложить на посольства РУ в Словакии, Чехии, Венгрии и Польше организацию серии публикаций в СМИ, разъясняющих позицию Республики Украина в отношении русинов. Затребовать от посольств РУ в означенных странах необходимый материал для организации публикаций.

2. Выработать систему мероприятий, основанных на украшении полиции украинскости Закарпатья (язык, культура, кадровая политика)... Создать межведомственную группу, на которую возложить координацию деятельности министерств и ведомств в этом направлении...

3. Создать учебники и произведенная, интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья - как неотъемлемой части истории украинского этноса ...

9. Расширить подачу в СМИ материалов по Закарпатью, акцентирующих внимание на том, что этот регион является исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть украинской нации.

10. Провести предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения «политического русинства", направленную на недопущение усиления влияния политических структур сепаратисткой направленности. Довести до членов незарегистрированного областного "Общества подкарпатских русинов" и созданного им "временного правительства" о нормах ответственности административного и уголовного законодательства Республики Украина (ст. 187-8 УК). Предусмотреть административные меры к функционерам зарегистрированных на территории области районных и городских отделений Товарищества в городах Ужгороде, Мукачево, Сваляве по поводу нарушения Закона "Об объединениях граждан".

Яркой иллюстрацией является и конфессиональная самоидентификация карпатороссов. Ее народ отверг церковных раскольников - на Подкарпатской Руси около 400 приходов и около 20 монастырей канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а самозванные "Киевский Патриархат" и УАПЦ практически отсутствуют униатской митрополии подчинить их себе. На Подкарпатской Руси созданы и активно действуют собственные национальные силы: Общество свв. Кирилла и Мефодия, Общество имени А.В.Духновича, Общество подкарпатских русинов, Русинское научно-просветительное общество, Общество памяти А.Бродия, а также другие организации, имеющие отделения почти во всех районах Закарпатской области. В 2000 году созданы Союз карпато-русинских журналистов и Союз карпато-русинских писателей. Активно ведется работа по кодификации закарпатского варианта русинского языка (есть еще три других), в основе которого находится церковнославянский. Отметим, что несмотря на желание части русинской интеллигенции иметь собственный литературный язык, карпатороссы до сих пор не отказываются от русского языка, активно его используя. Известный филолог-славист Д.И.Поп считает, что живой русинский язык гораздо ближе к русскому языку нежели к литературному украинскому.

Издается обширная литература по правдивой истории края. Карпаторусский народ имеет множество талантливых писателей и поэтов, например, старейшего русинского литератора края, члена Европейского Пен-клуба Василия Сочку-Боржавина, лауреата Премии имени Духновича поэта Ивана Петровция, самого плодовитого автора Закарпатья Владимира Фединишинца. Немаловажно, что русины Закарпатья не изолируют себя от единокровных братьев в других государствах, принимая самое активное участие во всемирном русинском движении. За последнее десятилетие в странах с мощной карпаторусской диаспорой проведено уже пять Всемирных русинских конгрессов (в Словакии, Польше, Югославии и Венгрии) последний из них (в июне 1999 г.) прошел в Ужгороде.

Общепризнанным национальным и религиозным лидером Подкарпатской Руси является председатель Общества свв. Кирилла и Мефодия протоиерей Димитрий Сидор. Именно благодаря активной деятельности о.Димитрия в Ужгороде сейчас возводится один из крупнейших соборов Московского Патриархата в Европе. Под его же руководством ведется работа над составлением русинско-украинского и украинско-русинского словарей, учебника русинской истории для широкого круга читателей. Регулярно при соборе выпускается национально-просветительная газета «Христианская семья», посвященная, в первую очередь, русинской проблематике.

Видную роль в русинском научном и политическом мире играет широко известный в крае журналист, историк и публицист В.М.Разгулов, являющийся также председателем фонда «Карпатороссия» и главным редактором популярной газеты «Карпатская панорама». Именно он возвратил из исторического забвения имя премьер-министра самостоятельной карпаторусской республики, бывшей субъектом федерации Чехословацкой республики, Андрея Бродия.

Главные цели, которых добиваются современные русины: самоуправление Подкарпатской Руси (Закарпатья) и восстановление прав русинов на их исторической родине. По мнению одного из современных русинских деятелей Е.Жупана: "1 декабря 1991 г. народ Закарпатья на референдуме семидесятью восемью процентами голосов "за" восстановил самоуправляемость нашей территории, а это значит, что после опубликования данных референдума, по его итогам Закарпатская область стала автономно-самоуправляемой, а областной совет народных депутатов вернул себе статус парламента - Сейма Подкарпатской Руси, и все это соответствовало действовавшей тогда Конституции СССР".

Представители русинских организаций постоянно подчеркивают, что после распада СССР Украина объявила себя демократическим государством, но продолжает этноцид русинского народа. Нет русинских школ, русинам нет доступа на радио, телевидение...

Как же можно не прислушаться к призыву депутата ВР от Закарпатья И.И.Миговича: «С надеждой просим братьев-россиян: подымите свой голос на защиту тех, кто под Карпатами в тысячелетних муках сберег историческую память, языковые пласты, культурно-бытовые традиции Киевской Руси». Останется ли Великая Россия равнодушной к судьбе русинов?
vlasti.net

 


Все о Закарпатье / Закарпатський рейтинг / Форум/ / Фоторепортаж 28 квітня 2006 року з магазину "Кобзар" на презентації нової книжки перекладів Івана Петровція/ Фоторепортаж 18 грудня 2005 року з церемонії вручення "Русской премии" в Ужгородській міській бібліотеці/ / Фоторепортаж з презентації книги Антонія Годинки "Час гурше, ги вода" 25 листопада 2005 року / Фоторепортаж 26 листопада 2005 року з вечора в русинському домі в Ужгороді присвяченого Лучкаю/ Петро Годьмаш. Книга ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ и Украина / Русинський поет Василь Матола
The best slavic literary Rambler's Top100 Каталог ресурсов Сибири META - Украина. Украинская поисковая система Рейтинг LISTO.RU

Copyright © 2000-2006 agency Rusininform Ltd. Реклама Все права защищены

Михайло Белень - Авторський сайт живого класика закарпатського мистецтва

фанера фсф ламинированная . ванни хмельницький
Хостинг от uCoz