88005 Ukraine Uzhgorod, sq.Cirill and Methody 7;
www.karpatorusyns.org dsidor1@online.ua
№ 131/ 1
15 декабря 2007 р.
Правовое
обоснование Декларации
Ассоциации
русинских организаций Закарпатской области в Украине
„Сойм Подкарпатских Русинов” 15 декабря 2007
года в Закарпатской области, юридическое название „Подкарпатская Русь”.
Мадьяры,
пришедшие под Карпаты в 960-х годах нашли здесь славянское население русинов,
административно подчинявшихся Болгарскому Царству через князя Солана. Древнейшее
упоминание русинкой марки-державы с названием „Мархиа рутенорум” (русинская
марка-держава) относится к Х веку. Правитель русинкой марки-державы – дукс
рутенорум – князь русинов.
Подкарпатские
русины сформировались полностью как славянский центрально-европейский народ к
периоду „весны народов” 1848-49 гг. К этому времени они уже зафиксированы, как
русины по национальности, в предыдущих и в последующих переписях в Венгерском
королевстке и Австрийской империи: 1500 г. (100,1 тыс.); 1550 г. (116, 6 тыс.);
1600 г. (130,2 тис.); 1700 (186, 0 тыс.); 1800 (280 тыс.); 1900 г.(311,2 тыс.);
1910 г. (336, 3 тыс.); После вхождения в состав ЧСР: 1921 г. (372,5 тыс.); 1930
г. (447,13); При Венгрии: 1941 г.(502, 329 чел.); В СССР: (русинов - ноль чел.);
При Независиой Украине: (сумели силой вписаться 10100 русинов – всего 15% из
реального числа коренного народа русинов – свыше 800 тысяч, что составляет свыше 70% жителей области);
В конце
Первой мировой войны «русины на юг от Карпат» наряду с другими славянскими
народами входившими в состав Австро-Венгерской монархии, получив право на
самоопределение, стали субъектом международного права. Тогда же президент США Вудро Вильсон
8.01.1918 г. провозгласил известные 14 пунктов условий начала перемирия с
противниками Антанты, прежде всего с Германией и Австро-Венгрией. В пункте 10
речь шла о том, что народам Габсбургской монархии, в том числе и русинам, должна
быть предоставлена возможность получения полной независимости.
«Русины
на юг от Карпат» были приняты в состав «Союза порабощенных народов Европы» 23
октября 1918 года и его решением признаны отдельным народом с
правом на самоопределение.
В истории права субъектность никогда не была первого или
второго сорта. Международное право не делит суверенитет народов по ранжиру
«великий», «менее великий», или «малый». Международная практика знает несколько
способов реализации народом своего права на самоопределение: создание
независимого государства, свободного присоединения к другому независимому
государству или объединение с ним, или же предоставления любого иного
политического статуса, свободно определенного самим народом.
Суверенитет, как известно, существует только в
самом народе - единый и нераздельный, незыблемый и неотчуждаемый.
Решение русинов,
выраженное в резолюции Центральной Русской (русинской) Народной Рады в Ужгороде
8 мая 1919 г.: «от имени всего народа» полностью поддержало предложение (решение)
американских Угро-Русских Рад присоединиться к
народам Чехословакии, на основе «полной национальной автономии». Таким оно было внесено в мирный
договор в Сен-Жермене 10 сентября 1919 года, где указывалось, что «территория
русинов на юг от Карпат”
включается в состав Чехословакии с условием, что она предоставит русинам наивысшую
степень автономии при сохранении единства Чехословацкого государства». Таким образом, используя право на
самоопределение, русины,
в существующих на то время исторических реалиях, добровольно, без принуждения,
присоединились к Чехословацкой Республике в качестве «самоуправляемой
территории, которой будет дана наиболее широкая автономия, совместимая с
единством Чехословацкой Республики», делегировав, при этом, часть своих
суверенных прав центральному пражскому правительству. Но
это ни в коем случае не означало, что они отказались или лишились своего
суверенитета.
Венгрия,
в свою очередь, в 1920 г., при заключении Трианонского
договора в ст.4 также заявила: «Венгрия признает со своей стороны,
как это уже сделали союзные государства и те, что к ним присоединились, полную
независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своем
составе автономную территорию русинов на юг от Карпат».
«Подкарпатская Русь», (такое
название было введено постановлением
Генерального Устава от 16 ноября 1919 года и внесено в Конституцию ЧСР,
принятой в 1920 году), вошла
в состав Чехословакии. Русины со своей территорией, вошли в ЧСР в качестве
народа, с правом на самоопределение, с особым статусом
государственно-образующего народа наравне с чехами и словаками. Подкарпатская
Русь приобрела международное признание, и это её положение впоследствии никем
не оспаривалось.
В 1938 году Подкарпатская Русь, как
автономная часть ЧСР, во главе с премьер-министра и правительства, с
последующим избранием Сойма (Парламента), как государственное образование и
нация. Вторая Мировая Война нарушила процесс русинской государственности.
Центральное
чехословацкое правительство, подписывая в Москве 29 июня 1945 г. «Договор между ЧСР и СССР «О
Закарпатской Украине» «не имело права в одностороннем порядке решать судьбу
Подкарпатской Руси уже в силу хотя бы такого факта, что оно не обладало,
в соответствии с Конституцией ЧСР абсолютной юрисдикцией на этой территории.
Международное право
допускает сецессию в порядке договора между всеми заинтересованными сторонами,
т.е. по добровольному согласию и в соответствии с нормами международного права.
Но при переговорах и подписании Договора в Москве отсутствовал третий субъект
международного права - Подкарпатская Русь, которая в данном случае была
представлена уже не как субъект, а всего лишь объект международного права.
Уже в момент подписания
договора произошли серьезные нарушения протокольного характера. Подписанты с
чехословацкой стороны премьер З. Фирлингер и статс-секретарь МИДа ЧСР В. Клементис не имели в
должной форме и полном порядке полномочий на подписание Договора, поскольку,
уполномочивший их Э.Бенеш на то время не был, в соответствии с Конституцией ЧСР
президентом ЧСР. А известно, что 05.10.1938 г. Э.Бенеш (юридически безупречно) отказался от поста президента ЧСР и в
последствии на этот пост конституционным путем так никогда и не был
избран.
В ст.2 Договора предусматривалась его ратификация Президиумом Верховного Совета СССР и Национальным
Собранием ЧСР. С чехословацкой стороны Договор был ратифицирован Временным
Народным Собранием, никем не избранным, а назначенным декретом Э.Бенеша, не
имевшим конституционного права утверждать решение об изменении границ
государства и передачи части своей территории другому государству. Это
обстоятельство хорошо понимал тогдашний премьер-министр ЧСР Фирлингер. В своей речи по случаю подписания Договора он
заявил: «Я уверен, что этот договор будет единодушно ратифицирован Национальным
собранием, которое в ближайшем будущем будет избрано на основании
всеобщего избирательного права».
Международное право
регламентирует порядок изъявления
народом своей воли в отношении государственной принадлежности. Волеизъявление
проводится в форме плебисцита при соблюдении всех надлежащих условий его
проведения, в частности, отсутствие оккупационных войск на территории во время
проведения плебисцита.
Ссылка в
Договоре 1945 года о свободном волеизъявлении
населения Подкарпатской Руси о „выходе
из состава ЧСР и включении её в состав СССР”, изложенном в «Манифесте первого съезда народных комитетов», принятом в г.Мукачево
26.12.1944 г., в принципе, не
может выражать волю народа ни по форме, ни по содержанию.
Мало того, что
процедура волеизъявления народа была проведена во время войны, на территории
оккупированной чужой армией, но ещё
и в «военно-полевых условиях».
Ведь г. Мукачево 26.11.1944 г. находилось в зоне ведения боевых операций 4-го Украинского фронта, т.е. в
условиях, когда военное руководство оккупационной армии взяло на себя всю
полноту управления и функции верховной власти. При этом действие гражданских
прав было приостановлено.
В этой
ситуации, говорить о легитимности процедуры свободного
волеизъявления народа по определению своего политического статуса решительно
нет никаких оснований. Ни одно государство не в праве отказываться от
своих граждан и «коллективно» передавать их кому бы то ни было без
индивидуального соглашения каждого гражданина страны. Протокол (приложение
к Договору) разрешал оптацию только лиц «чешской и словацкой национальности»,
лишив этого права, прежде всего, коренного населения края – русинов, которые
просто не упоминаются, т.е. произошла тогда и дискриминация прав граждан по национальному признаку.
Иностранная доктрина
сходится во мнении, что для нормальной реализации норм международного договора
во внутреннем правовом поле,
норма Закона (Указа) не должна обладать большей силой, чем норма договора и
должна трактоваться таким образом, чтобы соответствовать договорным правилам.
Ни одна из сторон договора «не вправе сузить или исключить своими правовыми актами,
какие либо обязательства, содержащиеся в действующем международном договоре».
Однако,
в нарушение норм международного права, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 22 января 1946 г, в одностороннем
порядке, ликвидировал субьект международного права
Подкарпатскую Русь (или Закарпатскую Украину), признанную международным
сообществом, что зафиксировано в Сен-Жерменском и Трианонском мирными договорами.
Важно отметить, что Договор
в Москве «О Закарпатской Украине» был подписан именно между ЧСР и СССР,
хотя в то время было предусмотрено в международных отношениях право представительства самой УССР (п.5 ст.72 Конституции УССР), а Президиум УССР (п.13 ст.108) также
обладал компетенцией ратификации международных договоров. Тем не менее, договор УССР не только не подписывала,
но и при его заключении украинские дипломаты даже не присутствовали.
Фактически,
Подкарпатская Русь была от СССР передана УССР только во временное административное управление, что
побудило Президиум Верховного Совета УССР, до обмена ратификационными
грамотами, издать 22 января 1946 года Указ об образовании Закарпатской области
в составе УССР.
За период существования СССР, «...Союза нерушимого республик
свободных», принадлежность
Подкарпатской Руси к Украине не носила столь принципиального характера. Но с момента провозглашения
независимости Украины ситуация радикальным образом меняется. Вопрос о статусе
Подкарпатской Руси или «Русинский вопрос» следовало незамедлительно ввести в
правовое поле Украины.
Конституция Украины в ст.9 дает исчерпывающий
перечень международно-правовых норм, составляющих часть национального
законодательства страны, имеющих
силу международных договоров
Украины, согласие на обязательность которых было дано Верховным Советом Украины». Но поскольку,
как было изложено выше, договор «О Закарпатской Украине» в качестве субъекта
международного права, подписывал СССР, а не УССР, то в соответствии со ст.7
Закона Украины «О правопреемстве Украины», Украина является
правопреемницей только тех договоров СССР, «согласие на обязательность которых дано Верховным Советом
Украины». Или же, другими словами, договор, согласие на который Верховный
Совет Украины не давал, не является «частью национального законодательства
Украины» и рассматривается как не действующий в отношении Украины.
До
настоящего времени нет официально опубликованного Акта о выражении согласия
Верховного Совета Украины на обязательность международного договора «О
Закарпатской Украине», и, следовательно, указанный договор для Независимой
Украины не является действующим. В
этой связи, все правоотношения, возникшие с момента провозглашения
независимости Украины между Киевом и «территорией русинов на юг от Карпат» являются нелегитимными.
В создавшейся ситуации, безусловно, самым оптимальным
решением для властей Независимой Украины была бы незамедлительная ратификация
договора «О Закарпатской Украине», внесение в Конституцию соответствующих
изменений, т.е. акцептацией волеизъявления народа на референдуме 1991 г.
Однако, политическое руководство Украины пытается решить русинский вопрос административно-репрессивными
методами. Сознательно искажая положение вещей,
политические круги Киева представляют русинское национальное движение
безосновательным, выдуманным и иллюзорным, с навешиванием ярлыков «политический
русинизм», «русиниский
сепаратизм» с прямыми угрозами преследования русинских активистов, согласно
разработанного на государственном уровне «Планов-мероприятий»
по этноликвидации русинского народа и пр.
Категорически
не признавая за русинским народом Закарпатья (Подкарпатской Руси) права на
самоопределение, на «свободу воли», (имеющиеся у него
с 1918 г., и выраженное им на референдуме 1991 года, когда 78,2% населения края
высказалось за статус «специальной самоуправляемой
административной территории»), она, (власть Украины), фактически, от
решения «русинского вопроса» преступно самоустранилась. Мало того, за 16 лет независимости в крае проводится
неконтролируемая политика скрытого геноцида народа и планомерного разрушения его национальной среды обитания:
1) идет губительная,
по своим последствиям, и не прекращающаяся сплошная рубка карпатских пралесов,
имеет место нерациональное использование минеральных вод, редких полезных
ископаемых.
2) территория края на
века загрязняется тяжелыми металлами работой обогатительного комбината
свинцово-цинковых руд Мужиево и завоза сюда из стран Европы токсичных промышленных
отходов.
3) активное,
работоспособное коренное русинское население края, нищетой и бесправием вытесняется
за рубеж. Около 300 тысяч трудоспособных русинов вынуждены искать источник
существования для своих семей за пределами Украины. Ежегодно свыше 5000 русинов
эмигрируют в другие регионы и страны, что угрожает исчезновением коренного
населения региона.
4) подрастающее
поколение воспитывается без знания о русинах, без родительской
опеки, живет в среде экологической катастрофы на продуктах Чернобыльской зоны, генно-модифицированных и завозимых из-за рубежа, большей
частью контрабандным путём продуктов с просроченными сроками годности.
5) разработанный
правительством секретный план («Планы-мероприятия...
решения проблемы русинов-украинцев» от 1996 года) реализуется политика
ассимиляции русинского народа, насильственная украинизация, планомерно
уничтожается русинский язык, традиции и культура самобытного народа.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь природным инстинктом самосохранения, русины требуют реализации волеизъявления народа на референдуме 01.12.1991 года.
Поскольку Украина от решения «русинского вопроса»
самоустранилась, это вынуждает нас, русинов, обратиться от лица ассоциации
русинских организаций Закарпатья «СОЙМ (народный парламент) Подкарпатских
Русинов» и других общественных организаций с данной ниже Декларацией к международному
сообществу за поддержкой реализации воли русинского народа и, главное, прекращения его геноцида.
Ассоциация „СОЙМ Подкарпатских
Русинов”
88005 Ukraine Uzhgorod, sq.Cirill and Methody 7;
www.karpatorusyns.org dsidor1@online.ua № 231/1 15 декабря 2007 р.
Декларация
Ассоциации
русинских организаций Закарпатья „Сойм
Подкарпатских Русинов”.
С учётом изложенного
в правовом обосновании к Декларации и, принимая во внимание, что вот уже на
протяжении 16 лет правительственные круги Киева уклоняются от введения „русинского
вопроса» в правовое поле Украины, проводят на государственном уровне полити-ку геноцида
русинского народа, грубо попирая права и свободы человека, мы, подкарпатские
русины, как коренной народ русинов на своей территории – «на юг от Карпат», требуем:
1.
В соответствии с международным правом и
волеизъявлением народа, выраженного на референдуме 1 декабря 1991 года, (вос)создание самоуправляемой административно-национальной территории с конституционным названием
„Подкарпатская Русь” под международным контролем.
2.
Настоящую Декларацию
в официальном порядке направить в адрес руководства: а)
ЕС (Европейского Союза); б) РФ (Российской Федерации); в) Властям Ч Р;
г) Президенту Украины, Верховному
Совету Украины, Премьер-министру Украины;
3.
Провести широкую ознакомительную работу о содержании настоящей «Декларации», с населением края и
общественностью Украины. Опубликовать «Декларацию» в СМИ на четырёх языках:
русинском, украинском, русском и английском.
4.
Не приклеивать больше русинам
всевозможные обвинения в «сепаратизме» со стороны центральных властей Украины,
как не имеющие под собой правовых оснований.
5.
Констатировать, что официальный Киев, вместо оформления юридических
отношений с представителями «территории русинов на юг от Карпат» (Сойм
Подкарпатских Русинов и Народная Рада Русинов Закарпатья), от решения вопроса
самоустранился.
6.
Учитывая, что существует
законное решение Закарпатского областного совета от 7 марта 2007 года „о
признании (возобновление запрещённой после 1945 года) русинской национальности
на территории Закарпатской области”, считать преступным актом дальнейший
отказ центральных официальных властей Украины признать русинский народ. Классифициро-вать
деяние властей Украины, как направленное на ликвидацию русинского народа и как зафиксированный
документально факт геноцида
русинов Закарпатья.
7.
Отменить и публично осудить разработанный на государственном уровне
«План-мероприятий…» 1996 года, как документ, также подтверждающий факт геноцида русинского народа всеми ветвьми государственной власти на всех
уровнях.
8. Потребовать от центральных властей Украины извинения и несения ответственности за: *препятствие вписать национальность «русины», как отдельную от украинцев, при Переписи населения 2001 года;
*за16
летний период царящего в крае беззакония, грубого нарушения прав и свобод
русинов; *вопиющие факты планомерного уничтожения исторической среды обитания русинов
Закарпатья, как коренного народа.
Приглашаем руководство ЕС и Российской
Федерации, незамедлительно стать гарантами по обеспечению решения русинского
вопроса в духе международного права, предоставленного русинам Сен-Жерменским и Трианонским
мирными договорами – права на
самоопределение.
Русины убеждены, что своевременное цивилизованное решение
русинского вопроса предотвратит центрально-европейский регион, Украину и сам ЕС
от возможных потрясений и этнических
конфликтов.
Председатель Сойма Русинов
Димитрий Сидор.
Член Всемирного Совета Русинов М.Алмаший.
Секретарь 2-й Сессии Сойма ПР Д. Поп
Председатель ЗНО Н. Бурак.
Председатель ОКР И.Туряница.
Председатель ОПР Л.
Лецович.
Председатель НРРЗ Є.Жупан
Copyright © 2000-2006 agency Rusininform Ltd. Реклама Все права защищены